Serge (xgrbml) wrote,
Serge
xgrbml

Машинист, реж. Пьетро Джерми

Не вспомню уже, почему я это не посмотрел, когда в «Иллюзионе» шла большая ретроспектива неореалистов; ну вот сейчас сподобился.

Главный герой (его играет сам режиссер) работает на электровозе (это высшая категория для 50х годов прошлого века в Италии), водит пассажирские поезда. Зарабатывает неплохо. У него жена и трое детей: взрослые дочь и сын и маленький сын-школьник. Сам машинист — душа общества, в компаниях играет на гитаре и поет, ну и выпивает немного после рейсов, но совершенно без излишеств. Впрочем, вскоре выясняется, что все не так просто. Оказывается, отношения со старшими детьми у этого авторитарного склада человека довольно тяжелые. А затем происходит событие, после которого все катится под откос. [Сейчас всякие спойлеры будут]Под поезд, который он ведет, бросается самоубийца — и погибает.
Вины железнодорожников в этом нет, они сделали все, что могли, но дальше, когда надо продолжать движение, машинист не позволяет помощнику себя подменить (он же хочет быть сильным и все делать сам), не замечает светофор, чудом удается избежать крушения. В результате машиниста отстраняют от работы на электровозе и переводят на маневровый паровоз — работа непрестижная, не соответствующая квалификации и гораздо ниже оплачиваемая. Параллельно усугубляются сложности в семье: старшие дети одновременно и независимо уходят из дома. А когда железнодорожники объявляют забастовку, главный герой соглашается стать штрейкбрехером: его вновь допускают к работе на электровозе, он делает один рейс, но после этого обнаруживает, что не может смотреть в глаза товарищам, и работу вообще бросает. Через некоторое время младшему сыну удается упросить его вернуться к старым товарищам (пока что не в депо, а в кафе, где они традиционно собираются), товарищи его прощают, но время уже упущено: в тот же вечер с машинистом случается сердечный приступ, а через три месяца он умирает, успев увидеть старших детей.


Фильм по нынешним меркам довольно медленный (для меня, впрочем, нормально). И весьма тактичный: и обе смерти, и сердечный приступ изображены без натурализма и кровищи. Например, сердечный приступ: герой играет на гитаре и вдруг падает куда-то за пределы кадра, и это все, что нам показывают. А в финале, когда из логики развития сюжета очевидно, что герой сейчас должен умереть, из того, что видно на экране, это никак не следует: формально есть все основания считать, что он просто утомился и заснул.

В список любимых этот фильм я, видимо, не включу, но фильм это хороший — для тех, кто вообще считает возможным смотреть кино шестидесятилетней давности.
Tags: чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments