Serge (xgrbml) wrote,
Serge
xgrbml

Category:

No god but God

В предисловии к своей «Занимательной Греции» М.Л.Гаспаров пишет, что из его книги читатель узнает, что древние греки рассказывали о себе. Так вот, из книги Резы Аслана «Нет бога кроме Бога» можно узнать, что о себе рассказывают мусульмане (ну хорошо, некоторые мусульмане). В том, что при этом читатель обходится без посредника, пусть и в лице выдающегося советского филолога, есть очевидный плюс. Но есть и менее очевидный, но серьезный минус: книга чудовищно предвзята, и большую ее часть можно уверенно охарактеризовать как пропаганду, по грубости сравнимую с советской. Иногда доходит до прямых совпадений: то, что автор пишет про раздел Британской Индии на Индию и Пакистан, почти дословно совпадает с тем, что написано в четвертой главе «Старика Хоттабыча» (про два мирных государства Индию и Пакистан, которых империалисты стараются поссорить). И такого пропагандистского лукавства, пропагандистских умолчаний и пропагандистских алогизмов в книге очень-очень много. Разве что в главе про суфизм я ничего такого не заметил, возможно, в силу полного незнакомства с предметом (логических нестыковок автор в этой главе избегает).

Кстати, автор не является человеком крайних взглядов: когда он был ребенком, его семья эмигрировала из Ирана, спасаясь от режима Хомейни, а то, что он пишет про возникновение Саудовской Аравии и про тамошний извод ислама, полностью совпадает с тем, что об этом пишет последовательный антиклерикал Рушди. Но тем не менее.

Тем, кого пропаганда раздражает, читать эту книгу будет тяжело и неприятно. Но чтение весьма поучительное: ну полезно иногда выйти за пределы своей, извиняюсь, echo chamber и посмотреть, как видят мир другие люди, пусть и очень далекие от тебя.

Большое спасибо френду messala за квалифицированный перевод. Обидно, что он так и не был опубликован.

Edit. Тут messala меня осудил за эту рецензию: говорит, ее запросто можно неправильно понять. Давайте немного разверну.

Во-первых, данная книга, вопреки тому, что может показаться, ни в коей мере не является мусульманской агиткой.

Во-вторых, расскажу основную мысль автора: он считает, что исламу необходима реформация (подобно реформации, случившейся в XVI веке с христианством), более того, что к ней есть определенные предпосылки и даже признаки того, что нечто подспудно начинается. Я бы сказал, что в большой степени автор рисует идеализированный образ ислама — то, как, в мечтах автора, это религия должна бы (после желанной реформации?) выглядеть. Но (и это уже моя претензия) при этом он ощутимо идеализирует реальное прошлое и настоящее.

В-третьих, в книге почти ничего нет про мусульманское вероучение. Для текста, адресованного вовне, это, по-моему, существенный недостаток (да, я не считаю зазорным ругать книги за то, чего в них нет).

Вы можете, если интересно, покопаться в комментариях, где кое-что сказано подробнее, но елси вам интересна эта тематика, то читайте не жж-комментарии, а книгу!
Tags: чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments