Serge (xgrbml) wrote,
Serge
xgrbml

Category:

The ground beneath her feet

Дочитал этот длинный роман Салмана Рушди. Впечатление неоднозначное. Это биография двух вымышленных великих рок-музыкантов, певицы по имени Вина Апсара и гитариста по имени Ормус Кама. Оба — индийского происхождения. Биографии обоих рассказаны от рождения до смерти. В сюжете, как и положено у Рушди, встречаются чудеса и участвуют потусторонние существа. Читается книга увлекательно, но для восприятия она непроста. Текст густо усыпан цитатами (начиная прямо с заглавия:) Процентов 15 из них я, кажется, распознал... Возможно, через годик я эту книгу перечитаю: при втором чтении, надо думать, удастся больше увидеть и найти для себя какие-то формулировки: она много важного говорит и об Индии, и, видимо, о постколониальной (извините за термин) ситуации вообще, но то, что я, как мне кажется, про это понял, понято на данный момент на эмоциональном уровне, прямо сейчас сформулировать затрудняюсь.

Рушди прожил под полицейской охраной 13 лет, с февраля 1989 года по март 2002. В 2012 году он опубликовал о этом книгу воспоминаний «Джозеф Антон», а вот роман про Вину и Ормуса он написал в 1999 году, когда охрана еще действовала. Если бы я не прочитал «Джозефа Антона», я бы не понял, до какой степени (до весьма серьезной) отразилось в книге «The ground beneath her feet» напряжение этих двенадцати лет. Например, в первой же фразе романа говорится, что Вина Апсара погибла 14 февраля 1989 года и что в ночь перед этим ей снилось, что ацтеки приносят ее в жертву. Так вот, 14 февраля 1989 года — это в точности дата выхода фетвы аятоллы Хомейни, в которой Рушди приговаривался к смерти. И далее перекличек с еще не написанным «Джозефом Антоном» будет очень много: и Ормус, выступающий на сцене в стеклянной клетке, и прощание с Индией героя-рассказчика, и много чего еще, более или менее явного. Кроме того, помимо этих перекличек, поражает чрезвычайно мрачный колорит книги: практически на каждом сюжетном повороте — смерти, смерти, смерти: убийства, самоубийства, несчастные случаи и так далее. А сюжет сложный, поворотов много... Тем не менее специфический юмор автору не изменяет. Можно отметить, скажем, упоминание великого итальянского мыслителя по имени Primo Uomo, в котором безошибочно угадывается Умберто Эко, или дико смешное, но абсолютно восемнадцатиплюсное описание не названного никаким именем Рудольфа Нуреева — ограничусь тем, что скажу, что герой-рассказчик называет последнего не иначе как [sorry]the erection guy, или альтернативную историю убийств Джона и Роберта Кеннеди.

Начав за здравие, закончу за упокой. В первой главе говорится, что Вина погибнет, в пятнадцатой главе рассказывается об ее гибели — тут читатель ожидает, что, коль скоро кольцевая композиция завершена, остается только короткая глава с подведением итогов и рассказом о смерти сраженного горем Ормуса (Вина была для него любовью всей жизни). Вместо этого, однако, начинается дополнительный сюжет еще на пару глав, который приводит к чему-то вроде счастливого конца, если можно говорить о таковом применительно к книге, усыпанной трупами. Вот это мне глаз сильно резануло и впечатление подпортило: по-моему, совершенно неорганично. (Ормус, впрочем, все-таки умирает, и его пепел развеивают над Манхэттеном.)


Такая вот, стало быть, весьма талантливая и поучительная книга. Не берусь никому ни рекомендовать, ни не-рекомендовать.
Tags: чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments