Serge (xgrbml) wrote,
Serge
xgrbml

Category:

Фантазии Фарятьева

Один мой френд посмотрел фильм Ильи Авербаха «Фантазии Фарятьева» и написал по этому поводу в фейсбуке, что, дескать, испытал чувство тягостного стыда за героев, актеров , а косвенно — и режиссера. И еще обозвал этот фильм скверным искусством. В комментариях, естественно, последовал т.н. shitstorm, особо интеллигентные друзья оного френда и до несколькоэтажного мата дошли. Ну, я человек в киноискусстве малосведущий, Авербаха, в частности, вообще ничего не видел, так что решил восполнить пробел. Впечатления — под катом.

Сразу скажу, что фильм очень понравился. Начнем с пересказа сюжета. Фильм 1979 года, действие происходит в том же 1979 году (максимум одним-двумя годами раньше) в провинциальном городе средних размеров. Главная героиня — Шура (Марина Неёлова). 30 лет, не замужем, преподавательница в музыкальной школе, живет с мамой и младшей сестрой-старшеклассницей, отца нет. Главный герой — Фарятьев (Андрей Миронов), 35 лет, холост, живет с тетей (отца и матери нет). По профессии вроде бы зубной врач, но своим делом считает сочинение трактата о том, что человечество — это потомки инопланетян, высадившихся когда-то на Землю, и что если то ли вспомнить об этих предках, то ли улететь на ту планету, то все люди станут братьями и все будут друг любить. Фарятьев случайно знакомится с Шурой, через несколько дней сообщает ей, что любит ее, и делает ей предложение. Шура сначала холодно ему отказывает, но затем устало соглашается. Мама счастлива, но на следующий день Шура, ничего не сказав ни жениху, ни маме, уходит к своему прежнему любовнику.

В фильме длительностью 2 часа 23 минуты всего шесть персонажей: пятерых я уже перечислил*), шестой эпизодический: зачуханный мальчик, приходящий к Шуре на частные уроки музыки. Миронов прекрасен: это не бабочка бяк-бяк, ничего из того стандартного набора, который он в 70е годы выдавал в кино. Неёлова тоже очень хороша, ну и остальные на уровне.

Виден сильный подтекст из «Белых ночей»: и из повести, и — отдельно — из фильма Висконти.

Очень хорошо передана давящая атмосфера конца 70х, когда тошно и некуда податься — ну вот разве что в наш советский нью эйдж, да. Вопрос, конечно, будут ли поняты приметы того времени теми, кто тогда не жил (это я все размышляю, что могло вызвать столь своеобразную реакцию френда).

Очень жалко, что Авербах так рано умер. И обидно, что я в свое время его фильмов не смотрел. Право слово, вместо того чтобы ломиться на... — все, все, умолкаю.

*) Я не обсчитался: этот самый бывший любовник и в кадре ни разу не появляется, и даже голоса его мы не слышим, так что он в счет не идет.
Tags: чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments